Как не вспомнить в преддверии новогодних праздников о волшебной сказке Гофмана «Щелкунчик»? А также о чарующей музыке Чайковского, превратившего слова немецкого сказочника в ноты.
Однако, два знаменитых творца Щелкунчика не придумали. Он родился на свет задолго до них. Ещё в античные времена широко использовался щелкунчик (орехокол) из двух скрепленных между собой рычагов. Говорят, механизм придумал сам Аристотель. Археологи находили изящные орехоколы из бронзы датированные 300 г. до н.э.
Вероятно, стоили такие щелкунчики очень дорого и могли принадлежать лишь знати. Простые люди кололи орехи обычным камнем.
А ещё щипцы для колки орехов разрабатывал Леонардо да Винчи. И в процессе работы изобрел токарный станок.
Если говорить о щелкунчике из сказки, то подобные вещицы, в виде человеческих фигурок, появились в Германии также очень давно. Они не только справлялись с ореховой кожурой, но и выполняли роль оберегов, семейных божков.
В 1650 году в Берхтесгадене появился первый Щелкунчик – солдатик, в мундире и с косичкой. Обязательным атрибутом бравого военного был огромный рот, ведь именно там скрывался рычаг для колки орехов. В 18 веке фигурки-орехоколы приобрели огромную популярность. Они получили черты королей, жандармов, военных. Иногда щелкунчики походили на известных исторических персон: Наполеона, Бисмарка.
В 19 веке Щелкунчики делались прежде всего, как детские игрушки и продавались на Рождественских ярмарках.
Там и увидел Щелкунчика Гофман. В голову ему пришел сюжет волшебной истории, которую сказочник написал для маленькой Клары, дочери его друга.
Foto: Hasenonkel/depositphotos.com