Есть такое выражение «пиррова победа». Оно обозначает некий парадокс. Скажем, когда победа достается непомерной ценой, либо, когда она оборачивается поражением. С последним стоит разобраться на примере. Так случилось во время Семилетней войны (1756-1763), когда русские войска нанесли поражение прусской армии фельдмаршала Левальда под Гросс-Егерсдорфом.
И тут была допущена вопиющая глупость! Отличился командующий русской армией Степан Апраксин. Ему бы воспользоваться преимуществами полученной победы. Но как на грех до ушей фельдмаршала докатился слух о болезни императрицы Елизаветы. Апраксин решил, что пора угождать наследнику престола Петру III, и припомнил, что тот является ярым поклонником прусского короля Фридриха II.
Петр III, надо заметить был, что называется немного не в себе, с него и спроса нет. А вот Апраксин будучи вполне вменяемым, отдал армии приказ отступить за Неман. Это сразу после победы! Прусские войска знаете-ли не растерялись, и погнались вслед за русскими, превратив спешное отступление в отчаянное бегство.
Было брошено все: пушки, боеприпасы, продовольствие и раненые. Ко всем бедам, свалившимся на русских добавилась еще одна – эпидемия оспы, унесшая множество жизней. А ведь начиналось все с триумфа.
Кстати, Апраксину его глупость даром не прошла. Он был снят с должности и предан суду, но, не дождавшись справедливого возмездия, умер от удара.
Foto: rumifaz / depositphotos.com
Статуя Фридриха Великого (Фридриха II Прусского) в Берлине