Фаина Раневская — имя, которое навсегда останется в истории русского театра и кино. За этим сценическим псевдонимом скрывалась не просто талантливая актриса, но и глубокий, тонкий человек с фантастическим чувством юмора и самоиронией. Ее жизнь полна парадоксов, боли и, конечно же, искусства.
Детство и юность
Фаина Георгиевна Раневская родилась 27 августа 1896 года в еврейской семье в Таганроге. При рождении она получила имя Фанни Фельдман. Отец был состоятельным промышленником, а мать — интеллигентной женщиной с тягой к искусству. Семья Фельдман жила в достатке, в доме было много книг, часто звучала музыка. Однако сам маленький город Таганрог не мог дать того культурного простора, который манил юную Фанни.
Уже с детства она почувствовала, что ее настоящая жизнь должна быть связана с искусством. Маленькая Фанни обожала книги Чехова, восторгалась его персонажами. Это увлечение стало для нее путеводной звездой, которой она следовала всю жизнь.
Школьные уроки казались ей скучными. После окончания гимназии она убедила родителей отпустить ее в Москву, чтобы стать актрисой, хотя отец был категорически против этого.
Начало карьеры
Путь в профессию не был простым. Она начала свой театральный путь с небольших сцен и скромных ролей в провинциальных театрах. Играла в различных труппах в Керчи, Ростове-на-Дону, Баку.
Именно в керченском театре произошло судьбоносное событие, которое подарило ей новое имя. Молодая актриса, тогда еще Фанни Фельдман, получила денежный перевод от матери. Она вышла на улицу, и ветер вырвал деньги из ее рук, разметав купюры по всей улице. Вместо того чтобы побежать за ними, девушка восхитилась: «Как красиво они улетают!» Коллега, услышав это, воскликнул: «Да ведь вы Раневская! Только она могла бы так сказать!» С тех пор Фанни стала Фаиной Раневской — символом не только на сцене, но и в жизни.
Покорение театра
Ее театральная карьера развивалась стремительно. В 1930-х годах Фаина переехала в Москву и начала играть в Камерном театре. Хотя Раневская по-настоящему любила театр, она была непростым человеком в работе: предъявляла строгие требования как к себе, так и к окружающим. Сценические успехи чередовались с внутренними сомнениями. Для нее было важно не просто играть роль, а глубоко вжиться в нее, осмыслить каждый нюанс.
Особым местом для актрисы стал Театр имени Моссовета, где она проработала более 25 лет. Но и этот театр не был для нее идеальным. Она строго относилась к его репертуару, работе коллектива, и к себе самой. Раневская всегда стремилась к большему, и, несмотря на всенародную славу, часто говорила, что не добилась настоящего успеха.
Она запомнилась зрителям своими сложными, глубокими образами: Роза Скороход в фильме «Мечта», миссис Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж», Люси Купер в «Дальше — тишина». Эти персонажи становились не просто ролями, а настоящими драмами, которые актриса переживала на сцене.
Кино — это не серьезно
Интересен и парадокс Раневской в кино. Хотя сама актриса относилась к кинематографу с легким пренебрежением, именно он подарил ей всенародную славу. Многие помнят ее благодаря фильмам «Подкидыш», «Весна», «Золушка». Однако сама Раневская нередко говорила, что не испытывает гордости за свои киноработы, считая их слишком легкомысленными. «Киноактрисой в полном смысле я так и не стала», — говорила она.
Несмотря на это, образы, созданные ею на экране, стали культовыми. Каждый эпизод, каждая фраза в ее исполнении моментально становились хитом. Это был тот случай, когда маленькие роли жили наравне с главными, а частенько и затмевали их.
Личная жизнь: театр
Фаина Раневская была удивительно закрытым человеком. О ее романных интригах ходило мало слухов, хотя она сама с иронией признавалась, что была одинока. Актриса никогда не выходила замуж и не имела детей. Ее главным спутником жизни был театр, который одновременно дарил ей смысл существования и глубокое разочарование.
Раневская, будучи звездой сцены и экрана, нередко ощущала себя чужой в реальной жизни. Ее домом был театр, но и там она часто чувствовала себя одиноко, несмотря на поклонников и коллег. Самая известная ее цитата на эту тему: «Я всю жизнь чувствую себя чужой в этом мире, в театре — тоже».
Фаина Раневская известна не только своими ролями на сцене и в кино, но и блестящим умением остроумно комментировать окружающую действительность. Её афоризмы содержат глубокий смысл, оттенённый неподражаемым юмором. Многие из них стали крылатыми фразами.
Актриса оставила неизгладимый след в культуре. Ее вклад невозможно переоценить. Она стала символом целой эпохи в театральной и кинематографической жизни страны. Раневская навсегда останется одной из тех, кто перевернул представление о том, каким может быть искусство. Ее трагический дар, остроумие и мудрость до сих пор вдохновляют актеров и зрителей.
Фото: кадр из фильма «Подкидыш», 1939 год