Алиса Фрейндлих — это имя, знакомое каждому поклоннику советского и российского кино. 8 декабря 2024 года народной актрисе СССР исполняется 90 лет. За свою долгую и плодотворную карьеру артистка порадовала нас более чем шестьюдесятью ролями в театре и сыграла около тридцати в кино. Множество ее работ остались в сердцах зрителей, среди них такие популярные фильмы, как «Служебный роман», «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Жестокий романс». В этой статье мы подробно расскажем о ее тернистом пути, вызовах и взлетах, которые сделали ее именем нарицательным в отечественном искусстве.
Ранние годы и театральные начинания
Алиса Фрейндлих родилась в Ленинграде в творческой семье. Ее мать, Ксения Федоровна, увлекалась драмой с юных лет и даже училась на драматических курсах Театра рабочей молодежи, где и встретила актера Бруно Фрейндлиха, своего будущего мужа. Блокада Ленинграда в 1941 году оставила глубокий след в душе маленькой Алисы, и она вспоминала, как жизненно необходимо было сосредоточиться на выживании.
После окончания школы она поступила в Ленинградский театральный институт, где училась под руководством Бориса Зона. Несмотря на его мнение о ее ярком таланте, имевшем склонность к перевоплощениям в мужские роли, Фрейндлих смогла доказать, что ей по плечу и женские образы. В 1957 году она впервые сыграла мальчика Гогу на сцене Театра имени В. Комиссаржевской, что дало старт ее замечательной карьере.
На протяжении 1970-х годов Фрейндлих зарекомендовала себя как ведущая актриса Театра имени Ленсовета, но прорыв в кино произошел благодаря фильму «Служебный роман». Режиссер Эльдар Рязанов был уверен, что главную роль — Людмилу Прокофьевну Калугину — должна сыграть именно она. Хотя ей пришлось балансировать между театром и съемками, этот опыт оказался невероятно значимым для ее карьеры.
Фрейндлих вспоминала, как работалось с Рязановым. Он умел создавать атмосферу театрального взаимодействия и поощрял импровизацию, что сделало съемочный процесс для актрисы настоящим удовольствием и дало плоды — фильм имел огромный успех. Эта работа принесла ей звание лучшей актрисы года по версии журнала «Советский экран».
Новые вершины: роли, которые запомнятся навсегда
Следующим значимым этапом стала роль королевы Анны в экранизации «Трех мушкетеров». Фрейндлих была решительно настроена сделать свою героиню живым человеком, обладающим всеми эмоциями и слабостями. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич вспомнил, как Алиса озадачила его своим вопросом о подвесках: почему затравленная королева осмелилась отдать кому-то подвески, подаренные самим королем. Режиссер сначала был возмущен своеволием Алисы, однако, подумав, объяснил, что для Анны этот поступок стал неким бунтарством против короля. Это и стало ключевым моментом, который позволил Фрейндлих создать уникальный образ.
Не менее запоминающейся оказалась ее работа в фильме «Жестокий романс», где Алиса сыграла вместе с начинающей актрисой Ларисой Гузеевой. На съемках у Фрейндлих возникла необычная ситуация — чтобы помочь Гузеевой заплакать по сценарию, она не побоялась дать ей пощечину, что вызвало слезы у Ларисы, а затем радостный смех.
Работа с великими режиссерами
Еще одной страничкой в ее карьере стала роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Сначала режиссер хотел, чтобы в фильм попала его супруга, но после проб с Фрейндлих он понял, что именно она идеально подходит для роли. Однако работа с Тарковским была нелегкой: он требовал множества дублей, что для Фрейндлих вылилось в физическое истощение, но и эти труды принесли ей заслуженные плоды — успешный фильм, ставший классикой.
Алиса Фрейндлих — это не просто актриса, это символ целой эпохи в отечественном кино и театре. Ее уникальные роли, настоящее мастерство перевоплощения и искренность на сцене и экране сделали ее легендой. К юбилею мы можем лишь сказать, что влияние и наследие Алисы Бруновны будут вдохновлять новых актеров и зрителей еще долгие годы. Каждая роль, сыгранная ею, — это страница в истории искусства, которую не забудет ни одно поколение.
Фото: Kino-teatr.ru